Ремонт и гидроизоляция железобетонных мостов

Разрушенный мост

Мосты способствуют обеспечению логистики, а также сохранности здоровья и жизни людей. Это объясняет, почему крайне важно предусматривать все возможности негативного воздействия на конструкцию, чтобы избежать ее разрушения.

Влага – основной из таких факторов, приводит сооружение в негодность, если не выполнена гидроизоляция или допущены ошибки в процессе нанесения покрытия. Важно понимать, как производить ремонт железобетонных мостов, выбрать средства с гидрофобными свойствами и применять их для обеспечения надежной защиты конструкции.

Назначение гидроизоляции в составе мостовых сооружений

Материалы, из которых могут изготавливаться мосты:

  • разные виды металлов и стали, в том числе;
  • железобетон;
  • массив дерева;
  • бетон без армирующих составляющих.

Все перечисленные материалы подвержены воздействию воды: дерево разбухает, начинает гнить, теряет прочность; металл становится склонен к развитию коррозии, что также нарушает его структуру, это приводит к уменьшению прочности и быстрой утрате несущей способности конструкции; бетон – пористый материал, а потому впитывает влагу, при замерзании это может привести к разрыву внутренних пор, повреждению моста изнутри.

Разные типы мостов

👉 Металлические и железобетонные мостовые конструкции могут служить десятки лет, если не было допущено ошибок при производстве несущих компонентов, их монтаже.

Гидроизоляция позволяет увеличить срок эксплуатации подобных сооружений.

В любом из случаев необходимо создать полноценную и эффективную защиту от влаги. Причем защита обеспечивается еще и от других внешних и внутренних факторов: биологического воздействия, химического и физического.

Речь может идти о взаимодействии различных соединений, что является наиболее агрессивным фактором, активно разрушает конструкцию.

Но применение гидрофобных материалов не может считаться гарантией 💯% защиты, т. к. любое покрытие также подвергается внешним факторам: осадкам, ветрам, механическим нагрузкам, что может приводить к образованию микроповреждений.

☝️ По этой причине следует регулярно проверять состояние покрытия. При возникновении необходимости покрытие восстанавливают, чтобы обеспечить непрерывную защиту жизненно важных мостовых сооружений.

Дефекты конструкций мостов из бетона

На что нужно обращать внимание:

  • образование трещин;
  • появление бетонной крошки на поверхности, что говорит о постепенном разрушении моста по разным причинам, одна из которых – нарушение технологии строительства или отсутствие защиты от влаги.

Трещины все же встречаются на таких конструкциях чаще. Это недопустимо, т. к. приводит к развитию коррозии, которая охватывает арматуру.

Как результат, происходит разрушение всей конструкции, т. к. остановить негативный процесс и полностью устранить последствия в структуре железобетона сложно.

Разрушенный мост с оголением арматуры

Если на эти участки попадает влага, она тут же проникает вглубь материала. По этой причине мосты находятся под контролем, проверяется сохранность слоя гидроизоляции. Так поддерживается несущая способность мостового сооружения.

Особенности восстановления защитного покрытия на поврежденных участках при выполнении ремонтных работ

От характера повреждений зависит, какой способ восстановления подойдет. Также выбирают тип материалов. Будут рассматриваться разные дефекты и специальные подходы в каждом из случаев.

Типы повреждений:

1️⃣ Микроскопические дефекты – трещины с раскрытием до 0,2 мм, они не несут угрозы для несущей способности мостового сооружения, к данной группе также относятся раковины, сколы, но только поверхностного слоя, арматура в этом случае остается защищенной бетоном;

2️⃣ Дефекты более существенные (на участках повреждения раскрываются шире – от 0,2 мм), сюда относят трещины и сколы, но уже способствующие коррозии арматуры, т. к. она остается незащищенной;

3️⃣ Повреждения, которые напрямую оказывают влияние на несущую способность моста, это могут быть горизонтальные трещины на участках сопряжения плиты и стенки, а также наклонные, особенно в стенках балок.

Наиболее срочным является ремонт типа повреждений третьей группы.

Для сравнения дефекты первой группы вовсе могут подождать – необязательно устранять их в срочном порядке. Проблемы, связанные с повреждениями второй группы, могут быть решены со временем, однако затягивать нельзя. Все это позволяет увеличить срок службы конструкции.

Выбирать материал для достижения поставленной цели следует из двух групп:

  • повышенной прочности на сжатие после схватывания и с ускоренным набором прочности;
  • эластичные – составы, обладающие существенной деформативностью.

Важно правильно выполнить все этапы ремонтных работ, что позволит достичь наибольшей степени защиты готового покрытия.

На что обращают внимание:

  1. Очистка покрытия от разрушающегося поверхностного слоя. Его снимают до плотного бетона.
  2. Очистка арматуры от коррозии, если она уже начала развиваться.
  3. Выбор способа ремонта: заделка трещин в форме прямоугольника или треугольника.
  4. Если необходимо, крепят дополнительные участки арматурной сетки в районе повреждений.

Рекомендуется использовать инъекционный способ ремонта, он самый эффективный. Применяют с такой целью 2 вида растворов: цементные, цементно-полимерные. Герметики также рассматриваются.

Инъектирование моста

Раствор в трещины доставляется с помощью шприцов-пакеров (инъекторов).

Этапы работ при инъектировании:

  1. В структуру ремонтируемого бетона вводится специальный раствор.
  2. Верхняя расширенная часть трещины заполняется массой другого типа (эпоксидным клеем).
  3. Надежность повышается благодаря жидкой резине. Дополняется конструкция металлической планкой.

Такая сложная схема ремонта позволяет обеспечить прочность слоя, водо-, морозо- и теплостойкость. Поверхностная защита отремонтированного участка является желательной, в этом качестве также используют бетон.

Работы по восстановлению целостности конструкции моста проводятся по разным схемам: во время эксплуатации или после перекрытия движения.

Решение принимается с учетом состояния сооружения, используемых технологий ремонта.

Требования к подготовке и выполнению работ по восстановлению целостности моста:

✔️ Расстояние нового слоя материала до рабочей арматуры – не менее 3 см, а до распределительной – 2 см и более;

✔️ Ремонт можно производить только при условии, что будет вводиться в состав раствора цемент высокой марки – М500;

✔️ Размер фракций щебня – до 1,5 см;

✔️ Песок: модуль крупности выше 2,5.

Обязательно используются добавки и материалы, которые улучшают свойства раствора и повышают адгезию материалов.

Рекомендации по ремонту разных частей мостовых конструкций

Мост состоит из большого количества деталей и узлов, прочно соединенных друг с другом. Требования к гидрофобным материалам могут быть разными, поэтому необходимо понимать особенности их применения.

Опоры моста

Задача одна из самых ответственных, т. к. именно на опоры оказывается максимальная нагрузка. К тому же они постоянно находятся во влажной среде. Для защиты опор часто используется проникающая изоляция или аналог – обмазочный материал.

Ремонт трещины опоры моста

Технология ремонта стандартная: очистка старого покрытия, профилактика развития коррозии арматуры, герметизация трещин, конструкционный ремонт литьевыми или тиксотропными составами.

Бетонные поверхности

Рекомендации по выполнению ремонта при разных условиях:

  • небольшие дефекты устраняются путем торкретирования по металлической сетке, если повреждения более 10 мм, выбор падает на штукатурный раствор;
  • производится очистка поверхности от старого слоя, для этого применяют пескоструйный метод или металлическую щетку;
  • перед нанесением цементного раствора по технологии торкретирования поверхность увлажняется водой;
  • рекомендуется наносить раствор во время ремонта послойно, каждый следующий не более 2-3 мм (когда речь о торкретировании), а при выборе штукатурки слой может достигать 10 мм;
  • длительность перерывов между нанесением слоев разный, что зависит от условий окружающей среды;
  • при нанесении раствора ориентируются на его текучесть, если необходимо, производится корректировка состава путем добавления сухой смеси;
  • последний слой материала разглаживается шпателем;
  • ремонтируемый участок накрывается увлажненной тканью, нельзя допустить ее высыхания, ухаживать за поверхностью таким образом нужно 3 дня, затем ее накрывают полиэтиленом.

Ремонтные работы нельзя производить в жаркую погоду, на обрабатываемую поверхность не наносят смесь, если участок подвергался прямому воздействию ультрафиолета. Обязательно увлажнение до и после ремонта.

Локальные повреждения железобетонных пролетных конструкций моста

Рекомендации по ремонту:

👉 точечные повреждения устраняют путем создания слоя толщиной от 10 мм;

👉 торцевые участки и отверстия восстанавливают с помощью раствора, содержащего добавку РС-250/300 и щебень (помимо воды);

👉 после заполнения трещины на раствор воздействуют путем вибрации, частота – до 14 тыс. колебаний в минуту;

👉 приготовление рабочей смеси выполняется поэтапно, на каждом производится перемешивание массы в течение 2-3 минут;

👉 подготовка поверхности выполняется по стандартной схеме, перед нанесением раствора очищенный бетон увлажняется;

👉 свежеуложенный слой должен быть увлажнен – содержание влаги составляет 90%, причем ее поддерживают на этом уровне в течение первых четырех дней.

Восстановление железобетонных и бетонных частей конструкции, где есть трещины

Трещины в мостовых сооружениях

Что следует учесть в этом случае:

  • важно устранить причины фильтрации воды из трещин на боковых и нижних поверхностях, после чего производится герметизация;
  • трещины шириной до 0,5 мм заполняют эластичными пленкообразующими материалами, если интенсивность раскрытия небольшая – 0,1 мм;
  • трещины с раскрытием до 2 мм разделываются путем вырубки пазов 1х0,5 см вдоль всего поврежденного участка, восстанавливаются с помощью ремонтного состава, пазы следует заполнять путем напыления или шпателем;
  • трещины с раскрытием от 2 мм устраняются методом инъектирования под давлением;
  • сначала устанавливается пакер (инъектор) на ремонтируемом участке, бетон увлажняется водой, готовится раствор;
  • когда пакер устраняется, место ремонта накрывается мешковиной, увлажняется в течение 3 дней, затем еще раз герметизируется специальным ремонтным раствором и снова накрывается мешковиной, увлажняется в течение 3 дней;
  • при выполнении ремонта нужно ограничить движение по мосту, а лучше – перекрыть, если есть такая возможность;
  • через 7 суток по окончании ремонта трещина омоноличивается в ЖБ-конструкции моста, а через 28 дней набирает прочность.

Обязательным этапом ремонта является контроль качества восстановленного участка.

На какие параметры обращают внимание после ремонта: ровность покрытия, наличие дефектов, интенсивность высолов, равномерность цвета.

Таким образом, защита от воды – важная составляющая ремонта мостов. Это позволяет защитить материалы от разрушения, обеспечить длительный период эксплуатации сооружения и безопасность транспорта, а также людей.

📌 Выводы

  1. Используют разные методы ремонта дефектов, выбор делают с учетом типа повреждений и места их расположения.
  2. Важно, чтобы материал, как и технология его нанесения, соответствовал появившимся на мосту дефектам.
  3. Руководствоваться необходимо ВСН 24-88: «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог»
  4. Основные этапы работ: очистка покрытия, очистка арматуры от коррозии, выбор способа ремонта: заделка трещин, инъектирование, конструкционный ремонт, гидроизоляция и защита конструкции.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт бетона, гидроизоляция, торкретирование.